Вот ещё попалось нечто похожее... Мултанское дело — процесс над группой крестьян-удмуртов из села Старый Мултан Малмыжского уезда Вятской губернии. В мае 1892 года 10 жителей этого села были обвинены в человеческом жертвоприношении языческим богам. Согласно версии обвинения, они убили нищего Конона Матюнина, которого «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь».
Обстоятельства дела
5 мая 1892 г. 16-летняя девушка по фамилии Головизнина, проживавшая в деревне Анык, отправилась к своей бабушке в соседнюю деревню Чулья. Между этими населенными пунктами существовали две дороги : одна — широкая, в обход леса, по которой можно было проехать на повозке, вторая — узкая тропа по заболоченной низине через лес. Девушка отправилась прямиком.
Буквально в четырехстах метрах от края деревни Атык она обнаружила человеческое тело, лежавшее ничком поперек тропы. Лежавший был одет в мужскую одежду. Судя по одежде, это был мужчина, но лица лежавшего Головизнина не видела, поскольку на его голову была наброшена пола кафтана. Девушка решила, что мужчина напился, и ушла. На следующий день, 6 мая, возвращаясь домой, она увидела, что тело на месте. Лишь тогда она увидела, что у тела нет головы. Девушка побежала домой и все рассказала. Полицию вызвал ее отец.
Следователи установили, что убитым является местный крестьянин Конон Дмитриевич Матюнин.
Обвинение
По подозрению в убийстве Матюнина была арестована группа удмуртов. Их обвинили в ритуальном жертвоприношении, а именно в том что они «напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь».
Суд с участием присяжных заседателей, состоявшийся в декабре 1894 в Малмыже, оправдал троих, признав виновными в ритуальном убийстве и осудив на каторгу 7 человек.
Оправдание
Второе судебное разбирательство, также с участием присяжных заседателей, подтвердило виновность обвиняемых. Дело получило широкий общественный резонанс, благодаря чему на третьем разбирательстве в мае — июне 1896 в Мамадыше обвиняемые были оправданы. Большую роль в оправдании обвиняемых по «Мултанскому делу» сыграло выступление в качестве защитника В. Г. Короленко, а также заключение, данное по жалобе защиты А. Ф. Кони.
В советской историографии подоплёкой «Мултанского дела» считалась спровоцированная царскими властями акция по разжиганию межнациональной розни, которая явилась ответом на крестьянские волнения в Вятском крае. Однако обвинения удмуртов в человеческих жертвоприношениях возникли не на пустом месте. Реликты человеческих жертвоприношений у удмуртов существуют — об этом можно судить по рассказам путешественников и фольклорным материалам. Мало того, существуют этнографические записи, напрямую свидетельствующие о существовании человеческих жертвоприношений у удмуртов по крайней мере до 1870-ых годов.
Расследование было возобновлено, но убийство Конона Матюнина осталось нераскрытым.
* События мултанского дела стали исторической основой романа Михаила Петрова «Старый Мултан».