Quote (kokobolo)
Здесь Басилашвили похож на какого-то американского актера
Вот, кого он мне напомнил - Роберта Дюваля... Ро́берт Се́лден Дюва́ль, или Дюво́лл (англ. Robert Selden Duvall; род. 5 января 1931, Сан-Диего) — американский актёр и режиссёр, снявшийся в таких значительных картинах, как «Военно-полевой госпиталь M.A.S.H.», «Крёстный отец» и «Апокалипсис сегодня», обладатель «Оскара» за лучшую мужскую роль в фильме 1983 года «Нежное милосердие», обладатель премий «BAFTA», «Эмми», четырёхкратный обладатель премии «Золотой глобус».
Роберт Дюваль, ветеран американского кинематографа, создал ряд запоминающихся драматических образов, среди которых были как среднестатистические американцы, полицейские и рейнджеры, так и знаменитые политические деятели генерал Роберт Ли, Сталин. В 1970-х и 1980-х годах многие фильмы с его участием получали престижные международные награды и премии в области кинематографии, а среди коллег по актёрскому ремеслу он является лидером по числу фильмов с его участием, включенных в сотню лучших фильмов IMDb. По признанию актёра, его любимым жанром в кино является вестерн.
Биография
Дюваль родился в Сан-Диего в семье Уильяма Говарда Дюваля, профессионального военного, позднее ставшего адмиралом. Мать Роберта Дюваля, Милдред Вирджиния Харт, является прямым потомком генерала Роберта Ли, командующего силами Конфедерации во время Гражданской войны в США. Отец Дюваля принадлежал к Методистской церкви, Роберт и его мать являлись последователями Христианской Науки Мэри Бэйкер Эдди. Будучи сыном военного, какое-то время Дюваль с родителями жил в Аннаполисе, недалеко от Военно-морской академии США. Он посещал школу Северн (англ. Severn School) в Северна-Парке (штат Мэрилэнд) и школу Принципиа (англ. The Principia) в Сент-Луисе (штат Миссури). В 1953 году окончил колледж Принципиа (англ. The Principia College), образовательный центр Христианской науки, в городе Элса, штат Иллинойс. Дюваль служил в армии США с 19 августа 1953 года по 20 августа 1954 года, демобилизовался в звании рядовой первого класса.
В 1954 году Роберт Дюваль поступил в школу актёрского мастерства Neighborhood Playhouse в Нью-Йорке. Во время учёбы Дюваль подрабатывал клерком на почте. В школе он познакомился с Джином Хэкменом и Дастином Хоффманом, с которыми он впоследствии неоднократно встретится на съемочных площадках. Наставником Дюваля в театральной школе был Сэнфорд Мейснер (англ.)IMDb. Мейснер задействовал Дюваля в своей постановке пьесы Хортона Фута The Midnight Caller. Сотрудничество Роберта Дюваля и Хортона Фута позднее продолжилось и сыграло значительную роль в актёрской карьере Дюваля. Именно Фут порекомендовал Роберта Дюваля на роль «Страшилы» Рэдли в фильме 1962 года «Убить пересмешника».
Амплуа и оценка творчества
Роберт Дюваль — драматический актёр. Многие его роли высоко оценены публикой и критиками, отмечены международными премиями и наградами. Его нередко сравнивают с крупнейшими актёрами мирового кино, в частности газета The New York Times назвала его «американским Лоуренсом Оливье». В коллекции сыгранных им ролей большое количество военных, полицейских и рейнжеров, исторические деятели прошлого (Генерал Роберт Ли, Иосиф Сталин, Президент Эйзенхауэр, Адольф Эйхман и знаменитый преступник Джесси Джеймс), а также обычные американцы. Среди литературных персонажей отдельно можно выделить Артура Рэдли в «Убить пересмешника» и доктора Ватсона в фильме «Семипроцентный раствор». Такой широкий диапазон исполняемых ролей позволяет критикам характеризовать Роберта Дюваля как многопланового актёра. Следует отметить, что среди большого количества положительных отзывов о творчестве Дюваля в целом, есть и критические оценки, которые, в большей степени, относятся к фильмам в целом, нежели к самой актёрской работе Дюваля. Так, фильм «Дорога», являющийся экранизацией романа лауреата пулитцеровской премии Кормака Маккарти, по мнению кинокритика газеты Pittsburgh Tribune является слабым и значительно проигрывает оригиналу, несмотря на «замечательный актёрский состав» (Мортенсен и Дюваль). По утверждению корреспондента газеты The New York Times, опубликованному в 1989 году, за тридцатилетнюю актёрскую карьеру Роберт Дюваль не получил практически ни одного негативного отзыва о своей работе. Среди телевизионных ролей Роберта Дюваля есть много фильмов, снятых в жанре вестерн. Этот же жанр является любимым в кино для самого актёра. Дюваля нередко сравнивают с Клинтом Иствудом, другим актёром, знаменитым благодаря этому жанру. Критики, в частности Элисон Уолдмэн из TV Squad, признают, что такой актёр, как Роберт Дюваль, необходим телевидению, он может сыграть всё, что угодно, и делает высококлассным любой проект, в котором участвует. При анализе его творческой карьеры, однако, невольно возникает вопрос: почему при таком количестве успешных ролей и полученных восторженных отзывов профессионалов, Дюваль является обладателем лишь одного «Оскара», полученного им в 1983 году? При этом, ещё в 1960 году мастер кинематографии и учитель Дюваля, Стэндфорд Мейснер, признался, что на тот момент были только два великих американских актёра: первый Брандо, а второй Дюваль.
«Среди актёров, на которых выросло мое поколение, это Роберт Дюваль. Такой манерой игры я восхищаюсь, и мне хотелось играть в такой же манере. Это гораздо интереснее, чем другие аспекты актерского мастерства: быть способным передать сложный внутренний мир персонажа. Игры с переодеванием не идут ни в какое сравнение с этим»
— Колин Ферт, 2003
Профессионалы также отмечают серьёзность работы Роберта Дюваля над любой ролью, будь то эпизод в телесериале или главная роль в художественном фильме. Его убедительность в любом образе позволила ему сотрудничать с такими именитыми режиссёрами, как Фрэнсис Форд Коппола, Джордж Лукас, Лассе Халльстрём, Рон Ховард, Роберт Олтмен. Он был одним из любимых актёров Копполы, о чём, в частности, свидетельствует пять фильмов режиссёра, в которых он снял Дюваля. При этом Дюваль признается, что лучшие режиссёры, с которыми он когда-либо работал, всегда оставляли его в покое на съемочной площадке, полагаясь на его видение того или иного эпизода. Готовясь к съемкам своего авторского фильма «Апостол», Роберт Дюваль опасался браться за режиссуру, а Коппола, Улу Гросбард и Ричард Пирс убедили его, что он готов снять такое кино, что чувствует тему лучше, чем даже они. В разговоре о влиянии на него, как актёра и режиссёра, Роберт Дюваль отдельно отмечает Мартина Скорсезе, Эмира Кустурицу, чей фильм «Папа в командировке» потряс Дюваля, и Кена Лоуча и его работу в фильме «Кес». Фильм оказал на Дюваля большое влияние, его особенно впечатлило то, что даже понимая, что фильм игровой, у него оставалось впечатление, что это документалистика. Дюваля восхищает режиссёрская манера Кена Лоуча, его подход к актёрам и построение съемочного процесса на импровизации. Такой стиль работы Роберт Дюваль сам успешно применял на съемках собственного фильма «Убийственное танго». А по признанию Кевина Костнера, который работал с Дювалем в фильме «Открытый простор» в качестве режиссёра и партнёра, Дюваль бывает груб с режиссёрами, которые диктуют ему, что и как делать. Успех их совместной работы во многом определялся тем, что Дювалю понравилась режиссёрская манера Костнера.
Роберт Дюваль об актёрском мастерстве
Я всегда помню то, что Сэндфорд Мейснер, мой учитель актёрского мастерства, говорил нам. Когда вы создаёте образ, это как делать стул, за тем лишь исключением, что вместо дерева, вы делаете его из себя самого. Это и есть актёрское ремесло — вложить всего себя в образ.
— Роберт Дюваль
Интервью газете Los Angeles Times, 18 марта 1998 года
Награды и признание
Дюваль является обладателем «Оскара» за лучшую мужскую роль 1983 года, он также был пять раз номинирован на получение этой престижной премии: в 1973 году за роль в фильме «Крёстный отец» в номинации «лучшая мужская роль второго плана», в 1980 году за роль в фильме «Апокалипсис сегодня» в номинации «лучшая мужская роль второго плана», в 1981 году за «Великий Сантини» в номинации «лучшая мужская роль», в 1998 году за фильм «Апостол» в номинации «лучшая мужская роль», в 1999 году за роль адвоката в фильме «Гражданский иск» в номинации «лучшая мужская роль второго плана».
Периодически Дюваль возвращается к работе на телевидении. В 1992 году он получил «Золотой глобус» и номинацию на премию «Эмми» за образ Иосифа Сталина в фильме «Сталин». Ещё одну номинацию на «Эмми» ему принесла роль Адольфа Эйхмана в фильме 1996 года «Человек, который поймал Эйхмана». В 2007 году Роберт Дюваль получил премию за роль в вестерне «Прерванный путь» (англ.)IMDb в номинации «лучшая мужская роль».
18 сентября 2003 года Роберт Дюваль получил именную звезду на Аллее славы в Голливуде.
В 2005 году Дюваль был награждён «Национальной медалью за достижения в искусстве» (англ. National Medal of Arts). Награждение проходило в Белом Доме, вручал награду Джордж Буш.
Роберт Дюваль является обладателем двух премий за лучшую мужскую роль (1981 и 1985 годы) Венецианского кинофестиваля, двух наград Ассоциации кинокритиков Лос-Анжелеса, четырёх премий «Золотой глобус» (1980, 1984, 1990, 1993), и ещё дважды был номинирован на получение этой премии в 1999 и 2007 годах.
В общей сложности за свою актёрскую карьеру Дюваль был 62 раза номинирован на получение различных премий и получил 33 профессиональные награды.
Политические воззрения и общественная деятельность
Роберт Дюваль и его жена Лусиана Педраса поддерживают Республиканскую партию США. В предвыборной президентской компании 2008 года они открывали встречу сенатора Маккейна и Сары Пэйлин с избирателями в Albuquerque Convention Center 6 сентября 2008 года, Дюваль также озвучивал видеоролик, представлявший Джона Маккейна на съезде Республиканской партии США. После появления в прессе критических публикаций о Саре Пэйлин, Роберт Дюваль позволил себе резкие высказывания в адрес репортёров. В частности, он обрушился на журналиста, раскритиковавшего Пэйлин, демонстративно сделав вид, что не может вспомнить его фамилию.
Дюваль занимает достаточно жёсткую позицию в отношении Кубы. Так, он отказался сниматься в фильме студии Dreamworks, спонсором которого должен был выступить Стивен Спилберг, и весьма язвительно прокомментировал высказывание Спилберга, заявившего после после своей поездки на Кубу, что «…проведённые с Фиделем Кастро семь часов, были, в общем, лучшими в его жизни».
Актёр ведёт активную общественную деятельность, в частности он участвовал в акциях протеста по поводу строительства супермаркета рядом с мемориальным полем битвы времён Гражданской войны в штате Виргиния.
Дюваль является основателем благотворительного фонда „The Robert Duvall Children’s Fund“. Фонд оказывает помощь детям Аргентины, финансированием строительства школ и больниц, помощь малоимущим. Помимо собственного фонда, Дюваль и его жена поддерживают иные благотворительные организации и мероприятия.
Интересные факты
* Согласно проведённому BBC опросу, фраза, произнесённая героем Дюваля в «Апокалипсисе сегодня», — «Люблю запах напалма по утрам. <…> Напоминает запах… победы» — является самой известной строчкой из когда-либо снятого в Голливуде фильма.
* Дюваль является поклонником танго и говорит, что его любимый город — Буэнос-Айрес. Дюваль свободно владеет испанским языком. В 2002 году он снял фильм «Убийственное танго», главную роль в котором исполнила его жена, уроженка Аргентины.
* Жена Роберта Дюваля, актриса Лусиана Педраcа, является внучкой Сюзанны Феррари Билингхерст (англ.), первой женщины-лётчика южноамериканского континента, а также внучатой племянницей Гильермо Биллингхёрста, президента Перу с 1912 по 1914 годы.
* В недавно опубликованном списке лучших фильмов ХХ века Американского института кинематографии включено шесть фильмов с участием Роберта Дюваля: «Крёстный отец», «Крёстный отец 2», «Апокалипсис сегодня», «Убить пересмешника», «Телесеть» и «Военно-полевой госпиталь МASH». Дюваль — единственный актёр с таким результатом. Ближайшим по результату является Роберт Де Ниро, пять фильмом с участием которого вошли в этот список.
* По мотивам трилогии «Крёстный отец» в 2009 году была создана играIMDb, а Роберта Дюваля пригласили озвучивать его героя, юриста Тома Хэгена. Авторы игры несколько изменили амплуа персонажа. В игре Том Хэген, говорящий голосом Роберта Дюваля, является советчиком и консультантом не столько Дона и мафиозного клана, сколько игрока.
Роберт Дюваль. Рядом никого не ставлю...