Ру́тгер У́лсен Ха́уэр (нидерл. Rutger Oelsen Hauer, МФА: [ˈrʏtxər ulsə(n) 'ɦʌuər]; род. 23 января 1944 года в Брёкелене, провинция Утрехт, Нидерланды) — нидерландский и американский актёр. Родился 23 января 1944 года в актёрской семье в нидерландском городке Брёкелен, в нескольких десятках километров к югу от Амстердама. Его отец, Аренд, преподавал актёрское мастерство в местном театральном колледже, мать, Тёнке, там же вела занятия по курсу драматургии. В раннем детстве Рутгер и три его сестры воспитывались няней в Амстердаме, так как родители в силу своей профессии постоянно разъезжали по стране с гастролями. Уже в пять лет Рутгер появился на театральной сцене, а первый дебют в театре состоялся 8 июня 1955 года в трагедии Софокла «Аякс». Рутгера назвали в честь наставника его отца на театральной сцене.
Рутгер был непослушным ребёнком (как-то раз, играя со спичками, поджёг копну сена). В 15 лет он сбежал из дома, нанялся на торговое судно своего деда и почти на год ушёл в плавание. Это дало ему возможность посмотреть мир, побывать в Пакистане, Канаде, Сингапуре, Сайгоне, Персидском заливе, познакомиться с нравами и бытом разных народов. Тогда же он обнаружил в себе способность к изучению языков. Он владеет английским, немецким и французским языками кроме своих родных — нидерландского и фризского.
Поскольку дальтонизм, унаследованный от прадеда, помешал Хауэру продолжить карьеру моряка, он возвращается домой и начинает посещать вечернюю школу, а днём работает (декоратор сцены, автомобильный мойщик, плотник, и т. д.). Его страсть к автомобилям и мотоциклам, возникшая в это время, и навыки, которые он получил, позже разрешит ему делать наиболее опасные автомобильные трюки в «Попутчике» (Hitcher, 1986) без дублёра.
В 1962 году поступил в театральный институт в Базеле (Швейцария). Спустя два года Хауэр нанялся солдатом в армию. Два года были отданы десантным войскам, но вскоре он прибегнул к помощи приятеля-врача, симулируя психическую неуравновешенность, чтобы избежать дальнейшей службы. Пробыв некоторое время в больнице для душевнобольных, Хауэр, убедив врачей в своей непригодности к военной службе, возвращается в институт. Затем была актёрская школа в Амстердаме, после чего он получает место в Королевском театре. В Базеле Хауэр женился, и от этого брака у него появилась дочь Айша, в 1988 году родившая сына Лео. С 1967 года Рутгер начал играть в театре «Noorder Compagnie», где в 1973 году сам поставил две пьесы, а в 1968 году дебютировал в кино. Тогда же он встретился со своей нынешней спутницей — Инеке, художницей и скульптором, с которой они поженились в 1985 году.
Его первое появление перед телекамерой состоялось ещё 12 декабря 1956 года, когда проводились съёмки спектакля «Асмодей» (Asmodee). Затем была эпизодическая роль в картине «Господин Хаварден» (Monsieur Hawarden, 1968), но в смонтированную версию кадры с участием Хауэра не вошли. Первая популярность пришла к молодому актёру уже через год, после участия в телесериале «Флорис» (Floris, 1969).
Так началось его многолетнее сотрудничество с нидерландским режиссёром Полом Верховеном, которое продолжалось более десяти лет и которое принесло Рутгеру Хауэру мировое признание. Первый их фильм назывался «Турецкие сладости» (1973) — драма по роману нидерландского автора Яна Волкерса (Jan Wolkers), номинировавшаяся в 1974 году на премию «Оскар» в категории «лучший зарубежный фильм».
Сняв этого актёра в пяти известных фильмах разных жанров (эротическая драма «Турецкие сладости» (1973), «Кити-вертихвостка» (социальная драма, действие происходит в конце XIX века), «Оранжевый солдат» (1977, военный эпос об оккупации Нидерландов немцами во Вторую мировую войну), «Лихачи» (1980, молодёжная драма), «Плоть и кровь» (1985, действие происходит в позднем Средневековье)), Верховен считал, что Хауэр, в отличие от другого его протеже Еруна Краббе, выражает «светлую сторону естества». Режиссёр также намеревался снимать Хауэра и в своём американском дебюте — фантастическом боевике «Робот-полицейский» (1987), но вскоре поссорился с актёром из-за творческих разногласий.
Его первое появление в Голливуде состоялось в картине «Ночные ястребы» (1981) с Сильвестром Сталлоне в главной роли, в котором он сыграл убийцу Вульфгара. Рутгер увидел для себя новые возможности самовыражения. Он нанимает известного репетитора, у которого берёт уроки американского варианта английского языка, чтобы американские зрители в будущем не слышали его европейский акцент. После нескольких удачных картин, Хауэр становится известным в США актёром, чьё имя начали ставить первым на киноафишах и плакатах. Фильм «Бегущий по лезвию» стал классикой научной фантастики, и первая версия была добавлена к Национальному архиву фильмов (National Film Archives), поддерживаемым библиотекой Конгресса США. К этому времени он покупает на Калифорнийском побережье дом и собственноручно строит огромный трейлер, который часто использует во время съёмок на выезде.
В конце 1980-х годов Рутгер Хауэр классифицировался среди пятидесяти наиболее «пригодных к учёту» актёров в мире в списке, сделанном элитным изданием «Hollywood Reporter». Однако серьезных кинематографических достижений в эти годы (и много позднее) актер так и не добился, вероятно потому, что к этому Хауэр особо никогда и не стремился, воспринимая кинематограф как работу.
В 1990-х годах актёр всё чаще стал сотрудничать с небольшими независимыми киностудиями, пытаясь уйти от навязанного ему Голливудом образа, что уменьшило его популярность в США. Но у себя на родине, в Нидерландах, Рутгер Хауэр остается очень популярным, о чём свидетельствует шумное празднование его 50-летия в 1994 году. Была показана ретроспектива его самых знаменитых картин, которая предварялась документальным фильмом «Актёр в оранжевом» (Acteur van Oranje). Спустя год, к 100-летию мирового кинематографа, почтовая служба Нидерландов выпустила юбилейный набор марок, одна из которых изображала Хауэра в роли из картины «Турецкие сладости» (а сам фильм был признан «лучшим голландским фильмом века» в 1999 г., на Национальном кинофестивале).
Вторая половина 1990-х годов и начало нового тысячелетия для актёра, заключившего контракт со своим новым агентом Джоан Хайлер (Joan Hyler), начались довольно удачно. В этот период он снимается в фильмах киностудии «Hallmark» — «Зов предков» (The Call of the Wild, 1996) по роману Джека Лондона и «Мерлин» (Merlin, 1998) — на телеканале «NBC» в фэнтезийной сказке «Десятое королевство» (англ. The 10th Kingdom, 1999), где сыграл роль злого Охотника. Кинокартина "Симон-волхв " (Simon Magus, 1998), где Хауэр сыграл мягкого и доброго чтеца поэзии Альбрехта (Count Albrecht), была представлена на нескольких международных кинофестивалях.
В апреле 1999 года Хауэр получил в Нидерландах звание «Лучший актёр столетия», празднование которого на нидерландском телевидении вылилось в ретроспективу его фильмов, проведенную без остановок в течение целого дня. В 2000 году попробовал себя в режиссуре, в результате чего на экраны вышел короткометражный фильм «Комната» (The Room) по книге нидерландского писателя Харри Мюлиша, получивший в следующем году Приз зрительских симпатий на Парижском кинофестивале (Paris Film Festival) как «лучший короткометражный фильм».
По его собственному признанию, Рутгер никогда не хотел быть актёром, потому что он застенчив по природе, однако, ему очень нравится снимать независимое кино на своей студии. Кроме того, он является членом попечительского совета Высшей школы режиссеров и сценаристов в Санкт-Петербурге.
-------------------------------------------
Загадочный тип... Вероятно, от прямого управления отодвинут, но финансово обеспечен ого-ого! Потому и балуется с кино...
Думаю, это вот кто:
Андре́й Алекса́ндрович Миро́нов (фамилия, данная при рождении, — Мена́кер) — советский актёр театра и кино, театральный режиссёр-постановщик, сценарист, эстрадный певец, народный артист РСФСР.
Семья родителей
Андрей Менакер родился 7 марта 1941 года, в родильном доме имени Грауэрмана, в семье известных эстрадных артистов Александра Семёновича Менакера и Марии Владимировны Мироновой.
Дом на ул. Петровка, где жил Андрей Миронов
Ребёнок родился 7 марта, однако родители указали в качестве даты рождения 8 марта. На тему этой даты родители даже исполнили репризу: «Андрей — подарок женщинам в Женский день 8 марта».
Брат (по отцу): Ласкари, Кирилл Александрович. Дочь: Миронова, Мария Андреевна (от Екатерины Градовой). Приёмная дочь: Голубкина, Мария Андреевна (брак с Ларисой Голубкиной). Троюродный брат: режиссёр Леонид Исаакович Менакер.
Юность
* 1948 — Андрей Менакер поступил в первый класс 170-й мужской школы г. Москвы.
* 1950 — родители меняют фамилию Андрею, он становится Мироновым.
* 1952 — состоялась первая попытка сняться в кино. Попытка оказалась неудачной: Андрей был забракован Александром Птушко на съёмках фильма «Садко».
* 1955 — состоялся театральный дебют Миронова на школьной сцене. Андрей сыграл роль фон Краузе в спектакле «Русские люди» по К. Симонову.
* 1958 — Андрей Миронов заканчивает школу и поступает в театральное училище имени Б. В. Щукина при театре имени Евгения Вахтангова.
* 1960 — Андрей Миронов снимается в своём первом фильме: «А если это любовь?» режиссёра Юлия Райзмана.
Творческий путь
* 1962 — 19 марта состоялась премьера фильма «А если это любовь?». В июне Андрей заканчивает Щукинское училище с красным дипломом и 18 июня принят в труппу Московского театра сатиры, где проработал 25 лет. Первая роль на этой сцене — роль Гарика сыграна 24 июня в спектакле «24 часа в сутки» О. Стукалова в постановке А. Крюкова. Во время бархатного сезона в Судаке, Крым, на съёмках фильма «Три плюс два» возникает роман между Мироновым и Натальей Фатеевой.
* 1963 — Миронов всё больше и больше занят в спектаклях театра, гастролирует с труппой в Горьком, Саратове, Кисловодске. 23 декабря, на дне рождения Натальи Фатеевой, Андрей познакомился с Ларисой Голубкиной.
* 1964 — с 21 августа по 20 сентября на натурных съёмках фильма «Год как жизнь» в ГДР (Потсдам, Наубург) в роли Ф. Энгельса.
* 1966 — в апреле-мае Миронов выступает в роли ведущего в двух выпусках телепередачи «Добрый вечер!», послужившей прообразом «Кабачка „13 стульев“». Летом театр гастролирует по Прибалтике.
* 1967 — на фестивале «Московская театральная весна-67» Миронову присуждается третья премия за роль Селестена в спектакле «Интервенция» Л. Славина. В ноябре состоялся при полном аншлаге первый персональный творческий вечер артиста Миронова в Доме актёра.
* 1968 — присуждение первой премии за роль Жадова (спектакль «Доходное место») и Селестена («Интервенция») на Смотре театральной молодёжи Москвы, посвящённом 50-летию Великой Октябрьской революции. С 15 по 23 октября находился в частной поездке в Японии.
* 1969 — в феврале озвучивает роль Себастьяна Лутатини в радиопостановке Т.Рыбасова «Солёная купель» (по роману А.Новикова-Прибоя). В марте сбывается долгожданная мечта Миронова — он покупает автомобиль «Волга». В мае выходит первая грамзапись Андрея Миронова. На пластинке «Музыка и песни из к/ф „Бриллиантовая рука“» артист исполняет ставшую суперпопулярной песню «Остров невезения». Октябрь — снимается в телеспектакле режиссёра Л. Хейфица «Рудин». За роль Рудина Миронов получил исключительно положительные отзывы, в том числе и от Любови Добржанской, актрисы ЦАТСА, известной своей не только гениальной игрой, но и тем, что «резала правду-матку», невзирая на чины и возраст.
* 1970 — В июне снимался у М. Микаэляна в роли Аларина в телеспектакле «Впотьмах» (по А. Куприну. На фестивале «Московская театральная весна-70» награждён дипломом и второй премией за роль Вишневского в спектакле «У времени в плену». Летом с Театром Сатиры гастролирует в Челябинске, Магнитогорске. 27 декабря на телевидении состоялся премьерный показ спектакля «Впотьмах».
* 1971 — 8 марта Миронов празднует своё тридцатилетие в Доме литераторов. В мае знакомится с актрисой Екатериной Градовой и 29 июня делает ей официальное предложение. В сентябре снимается в телеспектакле «Малыш и Карлсон» в роли вора Рулле. 30 ноября состоялась свадьба Андрея Миронова и Екатерины Градовой.
* 1972 — 1 января состоялась телепремьера спектакля «Малыш и Карлсон». В конце мая — гастроли театра в Болгарии.
* 1973 — Миронов продал свою квартиру в Волковом переулке, и молодая семья переехала в двухкомнатную кооперативную на ул. Герцена, д. 49. 28 мая у них рождается дочь Мария. 29 декабря по телевидению показывают фильм «Старики-разбойники». В этом же году дебютировал в качестве театрального режиссёра спектаклем Маленькие комедии большого дома.
* 1974 — 29 апреля состоялась премьера телеспектакля «Безумный день, или Женитьба Фигаро». 16 октября Андрею Миронову присуждается звание «Заслуженный артист РСФСР». В октябре несколько неудач: Миронов не проходит на роль Жени Лукашина в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», разрыв с Екатериной Градовой. В ноябре с театром на гастролях в Италии. В декабре приступает к съёмкам у Анатолия Эфроса в телеспектакле «Страницы журнала Печорина» (роль Грушницкого). Приказом по Госкино Миронову повышена до максимального уровня «съёмочная ставка» — теперь Миронов входит в «элиту кино» по всем параметрам.
* 1975 — в феврале Миронов переехал к Ларисе Голубкиной на улицу Селезнёвскую, дом 30. В конце лета — гастроли в Казахстане. 14 сентября состоялась премьера телеспекталя «Возвращение». Миронов в роли Бориса Вязовнина, постановка П. Резникова. В конце ноября с концертами в Тбилиси.
* 1976 — в июне гастроли в Польше, участие в Международном театральном фестивале в Варшаве.
* 1977 — выходит диафильм «Андрей Миронов» (на студии «Диафильм», сценарист Б. Поюровский). Летом состоялось бракосочетание с Л. Голубкиной, в конце лета снимается в телеспектакле «Между небом и землёй» (роль Климова, режиссёр В. Фокин). В сентябре поездка в США по линии Госкино. С 22 сентября по 6 октября на гастролях в Югославии, участие в Белградском международном фестивале — БИТЕФ.
* 1978 — в январе выходит грампластинка «Поёт Андрей Миронов». 18 ноября по ТВ показан «Творческий вечер Андрея Миронова в концертной студии „Останкино“».
* 1979 — 23 мая выступает на сцене Театра на Малой Бронной в спектакле А. Эфроса «Продолжение Дон Жуана» в роли Дон Жуана. В конце июня — гастроли с театром в Риге. 11 августа — телепремьера спектакля «Дачники» П. Резникова, где Миронов играет Дачника. В октябре по итогам фестиваля «Московская театральная весна-79» Миронову присуждена вторая премия за роль Лёни Шиндина в спектакле «Мы, нижеподписавшиеся…». В октябре — гастроли театра Сатиры в Болгарии, Миронов записывается в новогодней программе болгарского ТВ. В ноябре — гастроли в Венгрии.
* 1980 — август с женой, Л. Голубкиной, проводит в Голландии. 14 ноября награждён медалью «За трудовую доблесть», 18 декабря указом Президиума Верховного Совета РСФСР присвоено почетное звание «Народный артист РСФСР».
* 1981 — в конце мая на гастролях с театром в Новосибирске, с 12 по 26 июня — гастроли в ФРГ и участие в международном фестивале «Театры мира-81» с «Трёхгрошовой оперой»[2] Б. Брехта.
* 1982 — 6 марта умирает отец, Александр Менакер. В августе с женой на отдыхе в Бельгии. В октябре гастроли театра в ГДР. 9 декабря приказом по Госкино остановлены съёмки фильма Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», где Миронов играет роль журналиста Ханина. Начинаются съёмки документального фильма В. Виноградова «Я возвращаю Ваш портрет…», где Миронов занят в роли Ведущего. Перед Новым годом выходит диск-гигант А. Миронова «Ну чем мы не пара?».
* 1983 — в июне — июле на гастролях в США по линии Советского общества по культурным связям с соотечественниками за рубежом (общество «Родина»). Худсовет «Ленфильма» не принял «Блондинку за углом», следуют пересъёмки и перемонтаж, теперь не принял Госкино, снова пересъёмка, переозвучивание.
* 1984 — выходит миньон «Старые друзья. Андрей Миронов. Раймонд Паулс».
* 1985 — выступает в Центральном доме актёра имени А. Яблочкиной на презентации книги своих родителей под названием «…в своём репертуаре». Л. Голубкина приобретает в подарок мужу автомобиль «БМВ». В декабре участвует в творческом вечере Э. Рязанова «В кругу друзей» в ГКЦЗ «Россия».
* 1986 — 29 мая премьера радиоспектакля «Душа Элеоноры» А. Луначарского (Миронов в роли Наполеона Малапарте, постановщик В. Кольбус). С 31 мая по 10 июня в составе культурной делегации на чемпионате мира по футболу в Мексике. В августе на гастролях с театром в Томске.
* осень 1986 — приглашён в жюри Высшей лиги КВН.
* 1987 — 15 июня последний раз сыграл свою последнюю роль (роль Клаверова) в здании Театра Сатиры, в спектакле «Тени» М. Е. Салтыкова-Щедрина. 27 июня — последний спектакль в Москве: «Женитьба Фигаро» в Зеркальном театре сада «Эрмитаж». 13 августа — последний сольный концерт Миронова в Риге.
Смерть
14 августа, во время гастролей театра в Риге, на спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», не доиграв последнюю сцену, теряет сознание. Доставлен в местную больницу, где спустя два дня, в 5 часов 35 минут скончался от геморрагического инсульта. Миронов скончался на тринадцатый день после смерти Анатолия Папанова. Похоронен 20 августа 1987 года на Ваганьковском кладбище в Москве. В октябре выходит третий диск-гигант Андрея Миронова с песнями Яна Френкеля «Эта песня для близких друзей».
* 1992 — 21 июня в Москве, на углу улиц Петровка и Рахмановского переулка на здании, ныне занимаемом Московской городской думой, открыта мемориальная доска в честь Андрея Миронова.
Миронов - Хауэр
В общем, пыжился-пыжился я... но на фотографиях нельзя показать, что это один человек. Дело в том, что у Миронова жесткое амплуа "простак-дурак". И человек в этом амплуа просто становится неузнаваем - что-то типа дауна...