Респект Сезаму )) Еще про Штайн:
Эдит Штайн
Edith Shtain
( 12.10.1891 года [Бреслау (ныне г. Вроцлав)]- 09.09.1942 года [Освенцим])
Эдит Штайн прошла весь путь Христа и, подобно Ему, была верна Богу "даже до смерти и смерти крестной" (ср. Флп 2,8). Сквозь года звучат ее слова: "Через Крест и страдания к славе Воскресения - вот путь воплотившегося Сына Божия. С Сыном Человеческим через страдания и смерть к достижению славы Воскресения - вот путь каждого из нас, всего человечества".
Автор: Елена Талызина
Сайт: Самарская лука
Статья: По следам философа - кармелитки
Святая
11 октября 1998 года на площади св. Петра в Риме, где собралась многотысячная толпа, Папа Иоанн Павел II причислил к лику святых сестру Терезу Бенедикту Креста (в миру Эдит Штайн) - доктора философии, ученицу основателя феноменологии Эдмунда Гуссерля, еврейку, принявшую католичество, ставшую впоследствии монахиней - кармелиткой и погибшую в газовой камере Освенцима.
К сожалению, в России это имя мало известно, несмотря на то, что в последние годы у нас многие заняты духовными поисками, и они могли бы понять ее лучше, чем большинство на Западе.
Сестра Тереза Бенедикта Креста (Эдит Штайн) считается одной из величайших женщин XX столетия. Люди во всем мире читают ее книги; посвящают долгие годы изучению ее жизненного пути; в некоторых странах, как-то: Германии, Польше, США существуют общества имени Эдит Штайн, а нынешний Папа объявил ее святой покровительницей Европы.
Что же превратило далеко не идеальную, пусть и неординарную, женщину в святую? Что сделало ее привлекательной для множества людей?
На первый вопрос ответил Папа Римский в проповеди, произнесенной в день канонизации: "Весть Креста запечатлелась в сердце многих мужчин и женщин и изменила их жизнь. Живой пример такого исключительного внутреннего обновления - духовное развитие Эдит Штайн. Из молодой женщины, искавшей истины, через тайное действие божественной благодати она стала святой и мученицей - сестрой Терезой Бенедиктой Креста. Сегодня она с небес повторяет нам слова, оказавшие влияние на ее жизнь: "Я желаю хвалиться только крестом Иисуса Христа" (ср. Гал. 6,14)
В родном городе
Эдит Штайн родилась 12 октября 1891 года (на которое в том году приходился иудейский День Искупления - Йом Кипур) в силезском городе Бреслау (ныне г. Вроцлав на территории Польши), в семье лесоторговца Зигфрида Штайна и его жены Августы. Она была самой младшей из семи оставшихся в живых детей. В 1893 году, когда Эдит еще не было двух лет, скоропостижно умер отец. Мать, гордая и независимая женщина и ревностная иудейка, принялась вести дела предприятия значительно успешней, чем ее покойный супруг. Дав детям хорошее образование и обеспечив им достойную жизнь, в 1910 году она приобрела собственный дом. Августа Штайн отличалась не только непреклонностью духа, но и крепостью тела, прожив 87 лет. Но, к ее большому огорчению, ей не удалось передать детям "иудейского наследия" - все они проявили равнодушие к религии предков.
Маленькая Эдит, то живая и дерзкая, то замкнутая и мечтательная, отнюдь не была ангелом. Ближайшей ее подругой стала сестра Эрна, на полтора года старше ее (с остальными братьями и сестрами у них была значительная разница в возрасте).
Одаренная не по годам девочка рано пошла в школу, но в четырнадцать лет внезапно бросила учебу и провела год в Гамбурге, в семье старшей сестры Эльзы и ее мужа Макса Гордона. Позже она объяснит это переходным возрастом и вопросами мировоззрения, которые как раз тогда начали волновать ее.
Вернулась домой она другим человеком, развившимся физически и духовно. Вопрос веры Эдит решила, отказавшись от нее "совершенно сознательно и добровольно", хотя, возможно, не обошлось без влияния семьи сестры, где "вообще не было религии".
Вернувшись в Бреслау, Эдит возобновляет учебу. В 1911 году она блестяще оканчивает гимназию и зачисляется в местный университет, где четыре семестра занимается психологией. Появляются новые друзья, с которыми она принимает участие в общественной деятельности, борьбе за права женщин - тогда это было актуально. Она считает себя "привилегированным существом" и вполне довольна собой.
Студентка Эдит Штайн всё чаще слышит о философе Эдмунде Гуссерле (1859-1938гг.) и его феноменологии. Она загорается идеей поехать в Гёттинген учиться у него. Свой шаг от психологии к феноменологии она объясняет тем, что первой "не хватало необходимого фундамента ясных основных понятий", в то время как последняя "именно в таком разъяснении и заключалась, и там сами создавали себе мыслительное орудие".
В поисках истины
Весной 1913г. Эдит приезжает в Гёттинген, где продолжает учёбу и знакомится со многими учениками и коллегами Гуссерля. Между тем разразилась Мировая война, во время которой Эдит Штайн добровольно работает в тифозном лазарете в Мериш-Вайскирхе (ныне г. Границе в Чехии), недалеко от Карпатского фронта ("Мы живем на этом свете, чтобы служить человечеству").
В 1916г. уже во Фрайбурге, куда был приглашен на работу Гуссерль, она защищает диссертацию на докторскую степень с высшей оценкой summa cum laude и некоторое время работает частной ассистенткой Гуссерля, которого всю жизнь называла "учителем".
В 1917 г. на Западном фронте гибнет Адольф Райнах, сотрудник Гуссерля, основатель "Философского общества" в Гёттингене. Встреча с его вдовой Анной произвела на Эдит неизгладимое впечатление - впервые она увидела, какую силу может дать скорбящим вера в искупительную крестную смерть Иисуса (Райнах и его супруга незадолго перед тем обратились в евангелическую веру - оба были евреями) и которая помогла Анне пережить гибель любимого мужа. Потом Эдит Штайн скажет, что ее решение стать христианкой было подготовлено знакомством с Анной Райнах и Максом Шелером, тогда ревностным католиком. Но в тот момент вера для молодой последовательницы феноменологии являлась "областью феноменов" и, по ее словам, "стремление к истине было ее единственной молитвой".
Много позже она, уже будучи монахиней, запишет во время духовных упражнений: "Состояние моей души до обращения: грех крайнего неверия. Спасение лишь Божиим милосердием, без собственной заслуги". Еще одно высказывание святой: "Кто ищет истины - ищет Бога, ясно ему это или нет". Ее обращение близко...
Эдит переживает внутренний кризис. Даже физически она чувствует себя плохо, "вероятно, вследствие душевной борьбы", которую она "перенесла совершенно тайно и безо всякой человеческой помощи". На это есть внешние причины: ей не удается получить доцентуру в университете, несмотря на выполненную научную работу и прекрасную рекомендацию "учителя" (просто потому, что в Германии женщин тогда на такую должность не брали); к тому же, человек, которого она любила, Ханс Липпс, тоже ученик Гуссерля, так и не сделал ей предложения.
Как бы то ни было, но вопросы, уже давно, казалось бы, решенные (о Боге и смысле жизни), требуют ответа. Наука на них ответа не дала, жизненные планы потерпели крах. Вот как опишет Эдит то, что, вероятно, пережила она сама: "Когда разум отважится пойти за грани своих крайних возможностей, познает свои собственные пределы. Стремится к достижению высшей истины и открывает, что вся наша наука - лишь фрагментарна. Тогда гордыня сломается, сменится отчаянием или преклонится перед таинственной истиной и с верой смиренно примет то, что естественная работа разума не может постичь".
Долгие поиски истины завершились летом 1921 г., когда Эдит гостила у своих друзей, которые также учились у Гуссерля, супружеской пары Теодора Конрада и Хедвиг Марциус, в Бергцаберне в Пфальце (сейчас - Бад-Баргцаберн недалеко от Шпайера). Там ей в руки попала автобиография св. Терезы Авильской (1515-1582 гг.), мистической писательницы, великого реформатора кармелитского ордена. Прочитав книгу, Эдит поняла: "Это истина". Что произошло на самом деле, мы вряд ли узнаем. Нельзя "научно" объяснить действие благодати в душе человека - "Дух дышит, где хочет" (Ин 3,8) . (Когда Хедвиг Конрад-Марциус спросила ее об этом, она ответила: "Secretum meum mihi" - "Моя тайна принадлежит мне"). Годами она искала истины научно-философскими методами. Это была "истина вещей". Теперь она чувствует в св. Терезе Авильской истину любви, которая - не познание, но отношение, мистический союз с Богом и с Тем, Кого Он послал - Иисусом Христом.
Надо отдать должное Эдит Штайн - открыв для себя эту Истину, она была верна ей всю оставшуюся жизнь.
Христианская жизнь
Первого января 1922 года Эдит принимает Таинство Крещения в приходской церкви св. Мартина в Бергцаберне (восприемница - Хедвиг Конрад - Марциус, хотя она была протестанткой). При крещении она взяла имена Тереза и Хедвиг. Второго февраля того же года над ней совершено Таинство Миропомазания (Конфирмация).
Следует заметить, что вся многочисленная семья Эдит Штайн отнеслась к ее обращению без понимания (для матери же это был сильный удар). Лишь незамужняя сестра Роза поддержала ее (она тоже впоследствии - в 1936 г., уже после смерти матери - станет католичкой).
Новообращенная решает начать совершенно новую жизнь. Генеральный викарий епископа Шпайера нашел ей в своем городе место учительницы в школе доминиканок монастыря св. Магдалины, где она восемь лет преподает немецкий язык и историю и возрастает в христианской духовности. Через несколько лет католическая общественность обращает на нее внимание. Эдит Штайн пишет статьи и рецензии, читает доклады, выступает на радио. Тогда же она переводит письма и дневники кардинала Ньюмана и труд св. Фомы Аквинского Quaestiones disputatae de veritate ("Исследования истины"). Именно св. Фома помог понять новой христианке, что "наукой можно служить Богу", и она возобновляет свою научную деятельность. Раньше же ей казалось, что "вести религиозную жизнь значит отречься от всего земного".
В 1932 г. Эдит получает место доцента Немецкого института педагогики в Мюнстере.
Все эти годы она ведет благочестивую жизнь: ежедневно, начиная со дня крещения и до своего ареста, причащается, молится вместе с сестрами-доминиканками св.Магдалины, еще до поступления в монастырь очень строго постится. Начиная с 1928 г. Страстную и Пасхальную недели проводит в бенедиктинском аббатстве Бойрон (Beuron; на Дунае между Тутлингеном и Зигмарингеном), которое называет "преддверием Неба" и где на Пасху всю ночь не покидает часовни. Аббат Бойрона Рафаэль Вальцер становится ее духовным руководителем. Так он вспоминал о своей духовной дочери: "Редко я встречал человека, который соединял бы в себе столько высоких качеств. Мистически одаренная, она была простой с простыми людьми, образованной с образованными, с ищущими - ищущей, я бы даже мог сказать, с грешниками - грешницей."
Став христианкой, Эдит глубже осознает свои еврейские корни. Во время проводимых дома каникул она часто сопровождает мать в синагогу, где, правда, псалмы читает по-латыни, по своему бревиарию.
Антисемитские происки Третьего Рейха уже в 1933 г. положили конец общественной деятельности Эдит Штайн, и она решает, что пришло время исполнить давнюю мечту - стать кармелиткой (о чем она думала с самого момента обращения). Она сказала: "Не может быть призвания выше, чем sponsa Christi (невеста Христа), и кто видит этот путь для себя открытым, не будет стремиться ни к чему иному". Она считала монашескую жизнь, полную отдачу себя Богу "единственным возможным утолением женской жажды любви". Но не будет ли это просто бегством от гонений? Эдит верит: сам Господь страдает в еврейских братьях и сестрах. Ради них она хочет быть ближе к Господу, чтобы вместе с ними разделить Его страдания, несущие Спасение. Ее выбор падает на монастырь кармелиток в Кельне.
Болезненным оказалось прощание с семьей. Когда она (по ее воспоминаниям), уже уходя на вокзал, оглянулась на дом, "в окнах никого не было".
Под знаком Креста
Четырнадцатого октября 1933 г. Эдит Штайн переступает порог затвора кельнского монастыря кармелиток. При облачении в монашескую одежду - 15 апреля 1934 г. - она выбирает имя Тереза Бенедикта Креста (Teresia Benediсta a Cruсe - досл. "Тереза, благословленная Крестом").
Между тем гонения на евреев ожесточаются, несмотря на все усилия, "прогрессивной общественности", в которых Эдит Штайн принимает не последнее участие.
Сестра Бенедикта чувствует, что ее судьба тесно связана с судьбой ее народа. Она переживает свое призвание как возможность "за всех предстоять перед Богом". В 1938 г., вскоре после своих Вечных обетов, она пишет: "Я должна постоянно думать о царице Есфири, которая как раз затем была выбрана из своего народа, чтобы ходатайствовать за народ. Я - очень бедная и слабая Есфирь, но Царь, избравший меня, бесконечно велик и милосерден".
В самом конце 1938 г., после ужасов "Хрустальной ночи", Эдит Штайн находит прибежище у кармелиток г. Эхта (Нидерланды). С ней едет и сестра Роза, которая поселяется при монастыре. Там Эдит пишет главный труд своей жизни "Науку Креста" - о жизни и духовности св. Иоанна Креста (San Juan de la Cruz), великого испанского мистика, сподвижника св. Терезы Авильской по реформации кармелитского ордена, Учителя Церкви, чьи произведения она изучает уже много лет. Этой книге суждено было остаться незаконченной…
Сестра Бенедикта написала: "Постичь scientiam crucis (науку Креста) можно лишь тогда, когда основательно почувствуешь крест. В этом я была убеждена с самого начала и от всего сердца сказала: Ave crux, spes uniсa! (Здравствуй, крест, единственная надежда!). Она чувствует, что пришло время "взять свой крест и следовать за Христом". (ср. Моф 16,34). Недаром она родилась в День Искупления - она станет искупительной жертвой ! 26 марта 1939 г. (это была Страстная пятница) Эдит обращается к настоятельнице с просьбой "позволить ей предложить себя Сердцу Иисуса как жертву за грех,…чтобы власть Антихриста, если возможно, рухнула без новой мировой войны". Но война все же началась.
Вскоре после этого, на праздник Воздвиженья Креста Господня (14 сентября), сестра Бенедикта пишет: "Мир в огне. Пожар может охватить и наш дом. Но высоко над любым огнем возвышается Крест. Пламя не может его поглотить. Он - путь с земли на Небо. Кто его обнимет с верой, надеждой и любовью, того он вознесет в лоно Триединого". Она давно готова к страданиям и даже смерти. И время ее крестной жертвы настало.
Папа Римский ее назвал покровительницей Европы
---------------------------------------------
Мари́я Склодо́вская-Кюри́ (фр. Marie Curie, польск. Maria Skłodowska-Curie; 7 ноября 1867, Варшава — 4 июля 1934, возле Санселльмоза) — известный физик и химик польского происхождения. Дважды лауреат Нобелевской премии: по физике (1903) и химии (1911). Основала институты Кюри в Париже и в Варшаве. Жена Пьера Кюри, вместе с ним занималась исследованием радиоактивности.
Совместно с мужем открыла элементы радий (от лат. radiāre «излучать») и полоний (от латинского названия Польши Polōnia, — дань уважения родине Марии Склодовской).
Мария Склодовская родилась в Варшаве. Её детские годы были омрачены ранней потерей одной из сестёр и вскоре — матери. Ещё школьницей она отличалась необычайным прилежанием и трудолюбием. Мария стремилась выполнить работу самым тщательным образом, не допуская неточностей, часто за счёт сна и регулярного питания. Она занималась настолько интенсивно, что, окончив школу, вынуждена была сделать перерыв для поправки здоровья.
Мария стремилась продолжить образование, однако в Российской империи, в состав которой в то время входила Польша, возможности женщин получить высшее научное образование были ограничены. Сестры Склодовские — Мария и Бронислава договорились по очереди отработать несколько лет гувернантками, чтобы по очереди получить образование. Мария проработала несколько лет воспитателем-гувернанткой в то время, пока Бронислава училась в медицинском институте в Париже. Затем Мария в возрасте 24 лет смогла поехать в Сорбонну, в Париж, где изучала химию и физику в то время, как Бронислава зарабатывала средства для обучения сестры.
Мария Склодовская стала первой в истории Сорбонны женщиной-преподавателем. В 1894 г. в доме одного польского физика-эмигранта Мария Склодовская встретила Пьера Кюри. Пьер был руководителем лаборатории при Муниципальной школе промышленной физики и химии. К тому времени он провел важные исследования по физике кристаллов и зависимости магнитных свойств веществ от температуры. Мария занималась исследованием намагниченности стали, и ее польский друг надеялся, что Пьер сможет предоставить Марии возможность поработать в своей лаборатории. Вместе они занялись исследованием аномальных лучей (рентгеновских), которые испускали соли урана. Не имея никакой лаборатории и работая в сарае на улице Ломон в Париже, с 1898 по 1902 годы они переработали 8 тонн руды урана и выделили одну сотую грамма нового вещества — радия. Позже был открыт полоний — элемент, названный в честь родины Марии Кюри. В 1903 году Мария и Пьер Кюри получили Нобелевскую премию по физике «за выдающиеся заслуги в совместных исследованиях явлений радиации». Будучи на церемонии награждения, супруги задумываются создать собственную лабораторию и даже институт радиоактивности. Их затея была воплощена в жизнь, но гораздо позже.
После трагической смерти мужа Пьера Кюри в 1906 году Мария Склодовская-Кюри унаследовала его кафедру в Парижском университете.
В 1910 г. ей удалось в сотрудничестве с Андре Дебьерном выделить чистый металлический радий, а не его соединения, как бывало прежде. Таким образом, был завершен 12-летний цикл исследований, в результате которого было доказано, что радий является самостоятельным химическим элементом.
В конце 1910 г. кандидатура Склодовской-Кюри по настоянию ряда французских ученых была выдвинута на выборах во Французскую Академию Наук. До этого ни одна женщина не была избрана во Французскую Академию Наук, потому выдвижение сразу же привело к жестокой полемике между сторонниками и противниками её членства в этой консервативной организации. В результате нескольких месяцев оскорбительной полемики кандидатура Склодовской-Кюри была отвергнута на выборах с перевесом всего в 1 голос.
В 1911 г. Склодовская-Кюри получила Нобелевскую премию по химии «за выдающиеся заслуги в развитии химии: открытие элементов радия и полония, выделение радия и изучение природы и соединений этого замечательного элемента». Склодовская-Кюри стала первым (и на сегодняшний день единственной женщиной в мире) дважды лауреатом Нобелевской премии.
Незадолго до начала Первой мировой войны Парижский университет и Пастеровский институт учредили Радиевый институт для исследований радиоактивности. Склодовская-Кюри была назначена директором отделения фундаментальных исследований и медицинского применения радиоактивности. Сразу после начала активных боевых действий на фронтах Первой мировой войны Мария Склодовская-Кюри стала закупать на личные средства, оставшиеся от Нобелевской премии, рентгеновские переносные аппараты для просвечивания раненых. Передвижные рентгеновские пункты, приводившиеся в действие динамо-машиной, присоединенной к автомобильному мотору, объезжали госпитали, помогая хирургам проводить операции. На фронте эти пункты прозвали «маленькими Кюри». Во время войны она обучала военных медиков применению радиологии, например, обнаружению с помощью рентгеновских лучей шрапнели в теле раненого. В прифронтовой зоне Кюри помогала создавать радиологические установки, снабжать пункты первой помощи переносными рентгеновскими аппаратами. Накопленный опыт она обобщила в монографии «Радиология и война» в 1920 г.
Банкнота с изображением М. Кюри
В последние годы своей жизни она продолжала преподавать в Радиевом институте, где руководила работами студентов и активно способствовала применению радиологии в медицине. Она написала биографию Пьера Кюри, которая была опубликована в 1923 г. Периодически Склодовская-Кюри совершала поездки в Польшу, которая в конце войны обрела независимость. Там она консультировала польских исследователей. В 1921 г. вместе с дочерьми Склодовская-Кюри посетила США, чтобы принять в дар 1 г радия для продолжения опытов. Во время своего второго визита в США (1929) она получила пожертвование, на которое приобрела еще грамм радия для терапевтического использования в одном из варшавских госпиталей. Но вследствие многолетней работы с радием ее здоровье стало заметно ухудшаться.
Надгробие на могиле М. Кюри в парижском Пантеоне
Мария Склодовская-Кюри скончалась в 1934 г. от лейкемии. Её смерть является трагическим уроком — работая с радиоактивными веществами, она не предпринимала никаких мер предосторожности и даже носила на груди ампулу с радием как талисман. Похоронена рядом с Пьером Кюри в парижском Пантеоне.
Помимо двух Нобелевских премий, Склодовская-Кюри была удостоена:
* медали Бертело Французской академии наук (1902),
* медали Дэви Лондонского королевского общества (1903)
* медали Эллиота Крессона Франклиновского института (1909).
Она была членом 85 научных обществ всего мира, в том числе Французской медицинской академии, получила 20 почетных степеней. С 1911 г. и до смерти Склодовская-Кюри принимала участие в престижных Сольвеевских конгрессах по физике, в течение 12 лет была сотрудником Международной комиссии по интеллектуальному сотрудничеству Лиги Наций.
Еще и Питерский Радиевый институт. Так же как и Штайн - первая женщина преподаватель, также на фронте ухаживает за больными.
Вообще то носить ампулу с радием напоминает кармелитские талисманы.