Управление через историю

[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Модератор форума: Котельников  
10 способов манипулирования
kokoboloДата: Пятница, 05.08.2011, 11:26 | Сообщение # 76
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 14096
Статус: Offline
Quote (sezam)
этих.

Оба медиа-страдальцы... Второй, правда, типа, в жизни... что, тоже, сказка... smile


В кино - реальность, а в реальности - кино...
 
КотельниковДата: Вторник, 30.04.2013, 09:28 | Сообщение # 77
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1110
Репутация: 0
Статус: Offline
Как из личностей сделать биомассу http://desdichadov.livejournal.com/261027.html

"...Готовясь к публичной лекции по психологии личности, я просматривал выдержки из книги



психоаналитика Бруно БеттельгBettelheimBruno200ейма «Просвещенное сердце». В ней он описывает свой опыт узника концлагерей Дахау и Бухенвальда, в которых он был в 1938-1939 годах, а также опыт других людей, столкнувшихся с системой уничтожения человеческого достоинства позднее, когда нацисты «раскрылись» на полную мощь. Делал пометки, выписки, и в итоге получилась эта статья.

Меня интересовал психологический аспект того, что творилось в концентрационных лагерях. Как нацистская система ломала личности, как личности противостояли системе и чудовищно деструктивному психологическому полю, какие стратегии использовали и как они деформировались . В конце концов, личность – это и есть наши стратегии адаптации к существующему вокруг миру, и от того, какой он, этот мир, во многом (но не во всем) зависит то, какие мы.

Нацистская система в 1938-1939 годах – времени пребывания Беттельхейма в Дахау и Бухенвальде – еще не была нацелена на тотальное истребление, хотя с жизнями тогда тоже не считались. Она была ориентирована на «воспитание» рабской силы: идеальной и послушной, не помышляющей ни о чем, кроме милости от хозяина, которую не жалко пустить в расход. Соответственно, необходимо было из сопротивляющейся взрослой личности сделать испуганного ребенка, силой инфантилизировать человека, добиться его регресса – до ребенка или вовсе до животного, живой биомассы без личности, воли и чувств. Биомассой легко управлять, она не вызывает сочувствия, ее легче презирать и она послушно пойдет на убой. То есть она удобна для хозяев.

Обобщая основные психологические стратегии подавления и слома личности, описанные в работе Беттельхейма, я для себя выделил и сформулировал ряд ключевых стратегий, которые, в общем-то, универсальны. И в разных вариациях они повторялись и повторяются практически на всех уровнях жизни общества: от семьи до государства. Нацисты только собрали это все в единый концентрат насилия и ужаса. Что это за способы превращения личности в биомассу?

Правило 1. Заставь человека заниматься бессмысленной работой.

Одно из любимых занятий эсэсовцев – заставлять людей делать совершенно бессмысленную работу, причем заключенные понимали, что она не имеет смысла. Таскать камни с одного места на другое, рыть ямы голыми руками, когда лопаты лежали рядом. Зачем? «Потому что я так сказал, жидовская морда!».

(Чем это отличается от «потому что надо» или «твое дело выполнять, а не думать»?)

Правило 2. Введи взаимоисключающие правила, нарушения которых неизбежны.

Это правило создавало атмосферу постоянного страха быть пойманным. Люди были вынуждены договариваться с надзирателями или «капо» (помощники СС из числа заключенных), впадая от них в полную зависимость. Разворачивалось большое поле для шантажа: надзиратели и капо могли обращать внимание на нарушения, а могли и не обращать – в обмен на те или иные услуги.

(Абсурдность и противоречивость родительских требований или государственных законов – полный аналог).

Правило 3. Введи коллективную ответственность.

Коллективная ответственность размывает личную – это давно известное правило. Но в условиях, campкогда цена ошибки слишком высока, коллективная ответственность превращает всех членов группы в надзирателей друг за другом. Сам коллектив становится невольным союзником СС и лагерной администрации.



Нередко, повинуясь минутной прихоти, эсэсовец отдавал очередной бессмысленный приказ. Стремление к послушанию въедалось в психику так сильно, что всегда находились заключенные, которые долго соблюдали этот приказ (даже когда эсэсовец о нем забывал минут через пять) и принуждали к этому других. Так, однажды надзиратель приказал группе заключенных мыть ботинки снаружи и внутри водой с мылом. Ботинки становились твердыми, как камень, натирали ноги. Приказ больше никогда не повторялся. Тем не менее, многие давно находящиеся в лагере заключенные продолжали каждый день мыть изнутри свои ботинки и ругали всех, кто этого не делал, за нерадивость и грязь.

(Принцип групповой ответственности… Когда «все виноваты», или когда конкретного человека видят только как представителя стереотипной группы, а не как выразителя собственного мнения).

Это три «предварительных правила». Ударным звеном выступают следующие три, дробящие уже подготовленную личность в биомассу.

Правило 4. Заставь людей поверить в то, что от них ничего не зависит.

Для этого: создай непредсказуемую обстановку, в которой невозможно что-либо планировать и заставь людей жить по инструкции, пресекая любую инициативу.

Группу чешских заключенных уничтожили так. На некоторое время их выделили как «благородных», имеющих право на определенные привилегии, дали жить в относительном комфорте без работы и лишений. Затем чехов внезапно бросили на работу в карьер, где были самые плохие условия труда и наибольшая смертность, урезав при этом пищевой рацион. Потом обратно – в хорошее жилище и легкую работу, через несколько месяцев – снова в карьер и т.п. В живых не осталось никого. Полная неподконтрольность собственной жизни, невозможность предсказать, за что тебя поощряют или наказывают, выбивают почву из-под ног. Личность попросту не успевает выработать стратегии адаптации, она дезорганизуется полностью.

«Выживание человека зависит от его способности сохранить за собой некоторую область свободного поведения, удержать контроль над какими-то важными аспектами жизни, несмотря на условия, которые кажутся невыносимыми… Даже незначительная, символическая возможность действовать или не действовать, но по своей воле, позволяла выжить мне и таким, как я». (курсивом в кавычках - цитаты Б.Беттельхейма).

Жесточайший распорядок дня постоянно подгонял людей. Если одну-две минуты промедлишь на умывании – опоздаешь в туалет. Задержишься с уборкой своей кровати (в Дахау тогда еще были кровати) – не будет тебе завтрака, и без того скудного. Спешка, страх опоздать, ни секунды задуматься и остановиться… Постоянно тебя подгоняет отличные надзиратели: время и страх. Не ты планируешь день. Не ты выбираешь, чем заниматься. И ты не знаешь, что с тобой будет потом. Наказания и поощрения шли безо всякой системы. Если на первых порах заключенные думали, что хороший труд их спасет от наказания, то потом приходило понимание, что ничто не гарантирует от отправки добывать камни в карьере (самое смертоносное занятие). И награждали просто так. Это просто дело прихоти эсэсовца.

(Авторитарным родителям и организациям очень выгодно это правило, потому что оно обеспечивает отсутствие активности и инициативы со стороны адресатов сообщений вроде «от тебя ничего не зависит», «ну и чего вы добились», «так было и будет всегда»).

Правило 5. ЗастWaffen_SSавь людей делать вид, что они ничего не видят и не слышат.

Беттельхейм описывает такую ситуацию. Эсэсовец избивает человека. Мимо проходит колонна рабов, которая, заметив избиение, дружно поворачивает головы в сторону и резко ускоряется, всем своим видом показывая, что «не заметила» происходящего. Эсэсовец, не отрываясь от своего занятия, кричит «молодцы!». Потому что заключенные продемонстрировали, что усвоили правило «не знать и не видеть того, что не положено». А у заключенных усиливается стыд, чувство бессилия и, одновременно, они невольно становятся сообщниками эсэсовца, играя в его игру.

(В семьях, где процветает насилие, нередка ситуация, когда кто-либо из родственников все видит и понимает, но делает вид, что ничего не видит и не знает. Например, мать, ребенок которой подвергается сексуальному насилию со стороны отца/отчима… В тоталитарных государствах правило «все знаем, но делаем вид…»- важнейшее условие их существования)

Правило 6. Заставь людей переступить последнюю внутреннюю черту.

«Чтобы не стать ходячим трупом, а остаться человеком, пусть униженным и деградировавшим, необходимо было все время осознавать, где проходит та черта, из-за которой нет возврата, черта, дальше которой нельзя отступать ни при каких обстоятельствах, даже если это угрожает жизни. Сознавать, что если ты выжил ценой перехода за эту черту, то будешь продолжать жизнь, потерявшую всякое значение».

Беттельхейм приводит такую, очень наглядную, историю о «последней черте». Однажды эсэсовец обратил внимание на двух евреев, которые «сачковали». Он заставил их лечь в грязную канаву, подозвал заключенного-поляка из соседней бригады и приказал закопать впавших в немилость живьем. Поляк отказался. Эсэсовец стал его избивать, но поляк продолжал отказываться. Тогда надзиратель приказал им поменяться местами, и те двое получили приказ закопать поляка. И они стали закапывать своего сотоварища по несчастью без малейших колебаний. Когда поляка почти закопали, эсэсовец приказал им остановиться, выкопать его обратно, а затем снова самим лечь в канаву. И снова приказал поляку их закопать. На этот раз он подчинился – или из чувства мести, или думая, что эсэсовец их тоже пощадит в последнюю минуту. Но надзиратель не помиловал: он притоптал сапогами землю над головами жертв. Через пять минут их – одного мертвого, а другого умирающего – отправили в крематорий.

Результат реализации всех правил:

«Заключенные, усвоившие постоянно внушаемую СС мысль, что им не на что надеяться, поверившие, что они никак не могут влиять на свое положение – такие заключенные становились, в буквальном смысле, ходячими трупами…».

Процесс превращения в таких зомби был прост и нагляден. Сначала человек прекращал действовать по своей воле: у него не оставалось внутреннего источника движения, все, что он делал, определялось давлением со стороны надзирателей. Они автоматически выполняли приказы, без какой-либо избирательности. Потом они переставали поднимать ноги при ходьбе, начинали очень характерно шаркать. Затем они начинали смотреть только перед собой. И тогда наступала смерть.

В зомби люди превращались тогда, когда отбрасывали всякую попытку осмыслить собственное поведение и приходили к состоянию, когда они могли принять все, что угодно, все, что исходило извне. «Те, кто выжили, поняли то, чего раньше не осознавали: они обладают последней, но, может быть, самой важной человеческой свободой – в любых обстоятельствах выбирать свое собственное отношение к происходящему». Там, где нет собственного отношения, начинается зомби...."
 
sezamДата: Вторник, 30.04.2013, 11:52 | Сообщение # 78
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 6112
Репутация: 5
Статус: Offline
немного созвучно моему сегодняшнему сообщению.

http://upravlenie.ucoz.ru/forum/5-967-28362-16-1367307565

А насчет последней черты - вспомнил один фильм, названия не помню.
Там американец попадает в плен к каким-то чуркам (не помню, арабам или азиатам, давно смотрел)
И охранник над ним издевается по максимуму, именно давя в нем человеческое достоинство - например,
заставляет руками чистить вокруг дырки в отхожем месте, а затем руки облизывать "чтобы они были чистыми".

Затем пленных освобождают (дипломатическими путями. Война кончилась)
И лет через 10 наш герой случайно встречает того охранника.
Охранник же, практически не смущаясь, пытается отнестись к встрече, как к поводу
ностальгически вспомнить происшедшее. Типа "ну чувак, то была же война! какие могут
быть ко мне претензии?"
Но бывший пленный его убивает.


А я знаю, куда все делись!..

Сообщение отредактировал sezam - Вторник, 30.04.2013, 11:53
 
kokoboloДата: Среда, 01.05.2013, 08:40 | Сообщение # 79
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 14096
Статус: Offline
Что, Алексей, больновато поначалу почувствовать себя ничтожеством, негром в зоопарках Европы, узником концлагеря - всего лишь частичкой высшего Существа.. без собственных мыслей, без личности.. smile

В кино - реальность, а в реальности - кино...
 
КотельниковДата: Среда, 01.05.2013, 21:38 | Сообщение # 80
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1110
Репутация: 0
Статус: Offline
Цитата (kokobolo)
больновато поначалу почувствовать себя ничтожеством, негром в зоопарках Европы, узником концлагеря


Я привык.
 
kokoboloДата: Четверг, 02.05.2013, 06:32 | Сообщение # 81
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 14096
Статус: Offline
Не надо привыкать к боли.. smile Болит-скулит-боится Эго - мочить его в сортире! smile

Цитата (kokobolo)
без собственных мыслей, без личности..

Зато у нас есть ВОЛЯ, есть ЧЕСТЬ, есть ЧУВСТВА.. smile


В кино - реальность, а в реальности - кино...
 
КотельниковДата: Пятница, 21.06.2013, 21:59 | Сообщение # 82
Генерал-полковник
Группа: Модераторы
Сообщений: 1110
Репутация: 0
Статус: Offline


http://chelbloggers.livejournal.com/305007.html
 
kokoboloДата: Суббота, 22.06.2013, 02:39 | Сообщение # 83
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 14096
Статус: Offline
Кристаллическая решётка:



В кино - реальность, а в реальности - кино...
 
Michael_SvДата: Воскресенье, 23.06.2013, 00:56 | Сообщение # 84
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 6048
Репутация: 2
Статус: Offline
Раньше было: во всём виноват Чубайс, а теперь Пид-са.

Все теории верны и они же невероятны.
 
LoreleiДата: Четверг, 19.09.2013, 17:52 | Сообщение # 85
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 2791
Репутация: 3
Статус: Offline
Цитата (sezam)
Вообще с хлебом ситуация в Латвии такая, что он есть и всегда был очень хороший, причем многие сорта - довольно дорогие, но находят спрос.

Мне жутко нравится Ваш Хлеб. Именно без дрожжей.  Особенно этот -->



Могла бы съесть такого килограмм... )

***

Этот купила вчера, потрясающий, но сладковат.



Упс... Я думала, он из Латвии )))   Оказалось:
B 2006 году хлебозавод «Рижский хлеб» основан в России, чтобы в наших магазинах всегда продавался свежий изысканный хлеб. Производством руководит мастер-технолог европейского уровня, который владеет старинной рецептурой.

Он и еще 7 человек,приехавшие по контракту из Латвии, передают свои знания российским мастерам.


Сообщение отредактировал Lorelei - Четверг, 19.09.2013, 17:58
 
sezamДата: Пятница, 20.09.2013, 14:02 | Сообщение # 86
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 6112
Репутация: 5
Статус: Offline
Да, хлеб бывает сладковатый. Мне такой не нравится.
Я не любитель таких "мастерских" сортов.
Классика - черный, с малым количеством пшеничной муки (или совсем без),
с добавкой тмина (с ним хлеб почти не плесневеет).
Когда в конце 80х - начале 90х мы с одним товарищем ездили по командировкам по СССР -
с собой всегда брали такую буханку. И литр чистого спирта. Чтобы не зависеть от внешней среды smile


А я знаю, куда все делись!..
 
kokoboloДата: Пятница, 20.09.2013, 15:05 | Сообщение # 87
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 14096
Статус: Offline
Цитата (sezam)
И литр чистого спирта.

Да.. и где теперь ТОТ спирт? smile

У нас в Новосибе хлеб - жуть! Да ещё из муки негостовской.. Я сам пеку.. Но вот квасной способ(для ржаной муки) пока не освоил..


В кино - реальность, а в реальности - кино...
 
sezamДата: Понедельник, 23.09.2013, 10:46 | Сообщение # 88
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 6112
Репутация: 5
Статус: Offline
Почти единственное, за что я уважаю латышей - за хорошие рецепты
обычных блюд и изделий. Те же хлеб, пиво, сыр, сметана.
Сразу видно - сельский по сути народ, хуторской.
И как ни странно, берегут марку.
Недавно в гостях была одна американка/филипинка. Так сказала, что
ей жутко понравилась местая еда (кроме свиных ребрышек - те в америке лучше делают)
Например, конфеты и тортики - не слишком сладкие, как там.

Ржаной хлеб я как-то пробовал испечь сам. На закваске - это хорошо, но где ее взять?
Потому просто добавил дрожжей. Под рукой оказались пивные - я их.
В принципе, получилось.
Главной целью было - не класть пшеничной муки. Если положить - нет проблем.
А без нее - ржаная дает липкий мякиш. Но делают же.
В общем после нескольких самостоятельных попыток (принципиально ничего не читал)
вышло. Добавил мелких овсяных хлопьев и овсяной муки.
Короче, принцип такой, что как бетону щебень - ржаному хлебу нужен наполнитель.
Судя по написанному в рецептуре на кульке с ржаным хлебом (без добавки пшеницы) -
они кладут ржаную муку грубого помола, то есть, типа хлопья ржаные, сечку.
Для правильного вкуса, в черный хлеб надо добавлять тмин.


А я знаю, куда все делись!..
 
kokoboloДата: Понедельник, 23.09.2013, 11:41 | Сообщение # 89
Генералиссимус
Группа: Администраторы
Сообщений: 14096
Статус: Offline
Цитата (sezam)
Главной целью было - не класть пшеничной муки.
Не только. Говорят, что дрожжи способствуют росту грибков в организме.


В кино - реальность, а в реальности - кино...
 
sezamДата: Понедельник, 23.09.2013, 12:13 | Сообщение # 90
Генералиссимус
Группа: Проверенные
Сообщений: 6112
Репутация: 5
Статус: Offline
Про дрожжевые грибки я слышал вообще мерзкую вещь.
Правда, не сам - в пересказе просмотренной приятелем пидарачи по РЕН-ТВ.
Короче, там сказали, что те дрожжи, которые мы используем
были разработаны во время войны (не уловил - 1МВ или 2МВ)
А нашли их в разлагающихся трупах... wacko

Зачем делать такие вбросы?.

Впрочем, я всегда любил пресное тесто - блины, лепешки всякие, оладьи на кефире итп.
Хлеб-кирпич (классический черный совковый) - организм не переваривает.
Изжога страшная даже с одного кусочка.
А вот латвийские сорта подового хлеба - нормально.

Классический латышский десерт (как и все народные рецепты - из объедков smile )
Хлебный суп.
Берется подсушенный черный хлеб, сухари, мелко крошится, добавляется изюм, сухофрукты,
немного сахара и варится в жидкую кашку. Охлаждается.
Сверху кладется немного взбитых сливок.
Выглядит не очень, но вкусно.


А я знаю, куда все делись!..
 
Поиск: